В регионе насчитывается двадцать две официальных районных газеты. Для жителей посёлков это единственный источник информации, из которого, можно узнать, что происходит в округе. Однако за последние годы их экономика и содержание сильно изменились – читать стало нечего. Население в русской глубинке, в целом, смотрит один телевизор, и, кто использует модем или роутер, узнаёт о некоторых событиях в интернете.   

Демография

По официальным данным на 1 января 2013 года за пределами областного центра проживало порядка 521,7 тыс. человек (по неофициальным около 313,1 тыс.) 67,5% от общего населения региона уехали на заработки в город Калининград. О том, как живут, оставшиеся на селе, почти ничего неизвестно – областные (центральные) газеты пишут для города, городские  порталы (сайты) – аналогично.

Информационная глушь      

Тираж 22 муниципальных газет три года назад составлял 41370 экземпляров, т.е. если разделить эту цифру на количество  проживающих в посёлках (313, 1 тыс. чел.), то уровень обеспечения информацией сельских семей составлял 13,2%.

– У нас в муниципалитетах 22 издания, – рассказывает председатель Ассоциации муниципальных газет Калининградской области Елена Бурова, – все они являются официальными публикаторами районных властей, освещают общественную и социальную жизнь.

Почти все районные газеты распространяются по подписке, но с каждым годом выписывать их переставали всё больше и больше читателей. Причин этому существует две.

Удорожание

Ранее, ежегодно правительство страны выделяло ФГУП «Почте России» по 3 млрд руб. субсидии на доставку газет и журналов в почтовые ящики россиян. С 1 апреля 2014 года эти деньги выделять перестали и, теперь, если читатель хочет получать газету «в дом»,    он оплачивает соответствующие услуги сам. Таким образом, стоимость подписки районных газет в области местами увеличилась от 50 до 100% (например, с 53 руб. до 112 руб. 50 коп. в месяц – прим. ред.) Рост тарифов предстояло ощутить и региональным СМИ. В результате многие любители прессы отказались, как от областных, так и от районных газет.

screenshot_4

Падение тиражей районных газет в области за два года произошло от 400 до 2,2 тыс. экз.

– Общая субсидия составляла 3 млрд руб., таковая была отменена, – обратились мы к заместителю директора по коммерции ФГУП «Почта России» по Калининградской области Сергею Николаеву. – Учитывая особенности доставки, она разная бывает – на разные доставочные пункты, участки, она может быть разной. Если говорить о конкретных цифрах, то доставка подорожала на 25-50%. Потери, естественно, в количестве подписчиков. Поэтому ситуация для газет не очень приятная, – заявил сотрудник управления.

Районным газетам уже приходится жить в новых условиях. О ситуации в своём округе рассказывает редактор газеты «Стветловские вести» (г. Светлый) Людмила Еремеева:

– Подписная стоимость газеты у нас подорожала на 50%. До момента отмены государственной субсидии у нас было 340 руб. за полугодие – из них 126 руб. цена доставки – она уже была высокая. Теперь услуга доставки дошла до 180 руб., и подписка на полугодие выросла до 400 руб. – это минимальная цена, мы уже её не повышаем, потому, что для наших пенсионеров цифра запредельная. У нас самая минимальная цена по сравнению с другими газетами. У некоторых повышение услуг доставки дошло до 100% и достигает 500-600 руб. за полугодие. Тираж нашей газеты был 2,8 тыс. экземпляров (2,1 тыс. экз. в 2016 году – прим. ред.). Для нашего маленького города нормальный тираж, каждая третья семья читала газету, – пояснила редактор.

Пиар и зависимость

Испытывая огромные трудности с финансированием, поддержать районные и областные газеты взялось государство. Но, как известно, кто стал платить деньги, тот и заказывает  музыку.

Отметим, что объём районных изданий колеблется от 4 до 32 полос, где половину занимает реклама, телепрограмма или официальный вестник. Как правило, соучредителями таких изданий являются администрации и коллективы редакций. Набравшись опыта у «коллег», главы районов не упускают случая использовать газеты      для собственного пиара. На страницах, ровно, как и на сайтах, появляются новости о погоде, субботниках, праздниках, что не отвечает реальным представлениям, чем занимаются государственные органы.

– Я не буду скрывать, мы поддерживаем районные газеты, – комментировал ситуацию экс-губернатор области Николай Цуканов, – согласно действующему федеральному законодательству мы обязаны это делать, поэтому правительство области делает это на постоянной основе, – говорил он.

Так, при среднем ежегодном бюджете районной редакции в 3,5 млн руб., ежегодно на существование газеты приходит около 300 тыс. руб. – из бюджета области, и более 1 млн  руб. из районной администрации.

Именно это «софинансирование» со стороны государства позволяет чиновникам диктовать содержание новостей для читателей.

screenshot_2

Миллионы рублей, которые тратит правительство области на освещение событий в положительном ключе (по итогам 2015 г. — Прим. ред.

Несмотря на всё это на положительный «имидж» в регионе в 2014 году было выделяло – 70 млн руб., а в 2015 году – 108,6 млн руб.    На этот счёт в 2014 году на федеральном уровне развернулась целая кампания по сокращению расходов на пиар власти (Владимир Путин поручил губернаторам урезать финансирование СМИ, а в Госдуме до сих разрабатывают законопроект, запрещающий властям пиариться за счёт бюджета – прим. ред.). Поправки на этот счёт в апреле 2016 года решали внести в ФЗ №8 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». При этом правительство считает целесообразным распространить указанный опыт и на органы местного самоуправления (расходование бюджетных средств на самопиар предполагают наказывать штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или лишением свободы на срок до двух лет).

Видеть на страницах газет сплошную рекламу, а за окном – неприметную действительность стало второй причиной, по которой люди быстро отказались от районных и областных газет. Однако, и слышать от оппозиционных изданий, что всё плохо – стало тоже неинтересно. Народ страны перестал быть в центре внимания СМИ,  не верит чужой болтовне, а хочет – созидания, положительных примеров и действий.

  • 24 ноября, на заседании окружного Совета депутатов в «Славском городском округе» стало известно, что администрация потратила более 250 тыс. руб. на позитивные заказные телесюжеты о жизни района на ГТРК «Россия | Калининград»
  • в 2016 году на «поддержку» районной газеты «Славские новости» из местного и областного бюджета было выделено 1 млн 555 тыс. руб., в проект бюджета на 2017 год на эти цели закладывается 1 млн 768 тыс. рублей.